Типовая учебная программа по учебному предмету «Физическая культура» для 10-11 классов (естественно-математическое направление, общественно-гуманитарное направление) уровня общего среднего образования
1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственными общеобязательными стандартами дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденными приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 29031).
2. Физическая культура как учебная дисциплина в общеобразовательной школе способствует формированию личности, готовой к активной творческой самореализации в сфере общечеловеческой культуры.
3. Цель учебного предмета – формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
1) укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма; совершенствование технико-тактических действий в базовых видах спорта;
2) воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребностей в его укреплении и длительном сохранении,
3) освоение знаний об истории и современном развитии физической культуры и спорта, их роли в формировании здорового образа жизни;
4) воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
1. 5. Изучение предмета «Физическая культура» позволит обучающимся:
2. 1) осознать важность и необходимость соблюдения правил личной гигиены; применять приобретҰнные предметные знания, умения и навыки в повседневной жизни;
3. 2) узнать о влиянии физических упражнений на физическую и энергетическую системы человека;
4. 3) развивать личные и морально-нравственные качества и осознавать необходимость честной игры и непрерывного саморазвития;
4) оценивать необходимость в улучшении двигательных компетенций в своҰм физическом развитии; оценивать значение занятий физическими упражнениями общей, профессионально-прикладной и оздоровительной направленности.
Глава 2. Организация содержания учебного предмета «Физическая культура»
Параграф 1. Содержание учебного предмета «Физическая культура»
6. Максимальный объем учебной нагрузки по учебному предмету «Физическая культура» составляет:
1) в 10 классе – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году;
2) в 11 классе – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году.
Объем учебной нагрузки по учебному предмету зависит от типового учебного плана, утвержденного приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 ноября 2012 года № 500 «Об утверждении типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8170).
Сноска. Пункт 6 — в редакции приказа Министра просвещения РК от 31.10.2023 № 328 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
7. Учебная программа состоит из 2 разделов:
5. 1) Знания о физической культуре (информационный компонент);
6. 2) Физическое совершенствование и мастерство (операциональный компонент).
7. 8. Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает следующие учебные темы:
1) «История развития физкультуры и спорта в Казахстане»;
2) «Физическая культура и спорт в современном обществе»;
3) «Физическая культура человека».
Раздел включает сведения по развитию физкультуры и спорта в Казахстане, по становлению национальных видов спорта в республике, об основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и способах укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, освещаются правила контроля и требования техники безопасности.
9. Раздел «Физическое совершенствование и мастерство» ориентирован на повышение физической и тактической подготовленности обучающихся и включает в себя информацию о средствах специальной физической подготовки. В качестве этих средств программой предлагаются физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта (гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, спортивных игр, лыжных гонок, плавания), имеющих относительно выраженное прикладное значение.
10. Вариативный компонент нацеливает учителя на использование и внедрение современных методов обучения и педагогических технологий с целью углубленного изучения спортивных игр. Вариативный компонент разрабатывается учителями физической культуры конкретной организации образования с учетом региональных особенностей, материальной базы, интересов обучающихся и возможностей преподавательского коллектива.
11. Исходя из программных требований и ориентируясь на индивидуальные возможности и особенности полового развития каждого ученика, учитель вправе самостоятельно разрабатывать индивидуальные шкалы требований (контрольные задания) и в соответствии с ними оценивать успеваемость обучающихся в течение года. Использование такого подхода является оправданным, поскольку позволяет учителям физической культуры на протяжении всего периода обучения осуществлять объективную оценку успеваемости обучающихся с учетом индивидуальных возрастных особенностей их развития.
12. Основными формами организации педагогической системы физического воспитания в средней школе являются:
2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;
3) спортивные соревнования и праздники;
4) занятия в спортивных секциях и кружках;
5) самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние задания).
Уроки являются основной формой организации учебной деятельности обучающихся в процессе развития физической культуры.
13. Распределение обучающихся, относящихся к специальной медицинской группе для занятий по учебному предмету «Физическая культура», производится на основании медицинского осмотра медицинским работником организации образования с обязательным предъявлением справок. Обучение в этих группах проводится по специальной профилактической программе в зависимости от вида заболевания.
14. Настоящая программа отражает содержание всех основных форм физической культуры, составляющих целостную систему физического и нравственного воспитания в школе, и позволяет последовательно решать эти задачи на протяжении всех лет обучения. Каждый третий час направлен на увеличение двигательной активности обучающихся (за счет расширения количества спортивных и подвижных игр) и оздоровительный процесс.
15. В процессе проведения занятий по физической культуре осуществляются межпредметные связи со следующими дисциплинами:
1) «Казахский язык», «Русский язык», «Английский язык»: пополнение словарного запаса терминами из области физической культуры;
2) «Физика»: использование знаний, полученных о понятиях «механическая работа», «сопротивление воздуха», «масса тела», «неравномерное и равномерное скольжение», «мощность»;
3) «Алгебра и начала анализа», «Геометрия»: измерение длины, высоты, скорости, расстояния, времени, расчет разбега при прыжках в длину и высоту;
4) «Биология»: использование материала о негативном влиянии курения и алкоголя на организм, об обмене веществ;
5) «История Казахстана» «Всемирная история»: история олимпийского движения; история возникновения казахских национальных видов спорта;
6) «География»: знание сторон света, умение ориентироваться на местности по различным признакам, по карте;
7) «Начальная военная и технологическая подготовка»: использование строевых упражнений; прохождение полос препятствий; обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях; воспитание патриотизма, любви к своей Родине.