Типовые правила деятельности дошкольных организаций образования
1. Общие положения
1. Настоящие Типовые правила разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» и определяют порядок деятельности дошкольных организаций образования (далее — дошкольные организации) независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности. Z070319 2. Дошкольная организация — организация образования, реализующая общеобразовательные программы дошкольного воспитания и обучения. 3. Дошкольные организации обеспечивают воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от одного года до шести (семи) лет. 4. Основными задачами дошкольных организаций являются: 1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста, приобщение их к ценностям здорового образа жизни; 2) обеспечение интеллектуального и личностного развития детей дошкольного возраста, удовлетворение их интересов, развитие способностей на основе приобщения к общечеловеческим и национальным ценностям; 3) развитие инициативности, любознательности, произвольности и способности к творческому самовыражению детей дошкольного возраста; 4) создание условий для освоения детьми образовательных программ дошкольного воспитания и обучения; 5) обеспечение предшкольной подготовки пяти (шести)-летних детей; 6) взаимодействие с родителями воспитанников; 7) организация методической, диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. 5. Дошкольные организации в своей деятельности руководствуются Конституцией, ЗаконамиРеспубликиКазахстан, настоящими Типовыми правилами, а также иными нормативнымиправовымиактами.
2. Виды и комплектование дошкольных организаций
6. Дошкольные организации различаются: 1) по возрастному составу воспитанников: детские ясли для детей в возрасте от одного года до трех лет; детские сады для детей — от трех лет до шести (семи) лет; ясли-сады для детей — от одного года до шести (семи) лет; 2) по назначению: общеразвивающего типа: ясли-сад, детский сад общего типа, дошкольный учебно-воспитательный центр с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (физического, интеллектуального, эстетического и др.); коррекционного типа: ясли-сад, детский сад для детей с ограниченными возможностями в физическом и психическом развитии (с тяжелыми и более легкими нарушениями речи, зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательных функций, задержкой психического развития и др.), санаторный детский сад (для детей с ранними проявлениями туберкулезной инфекции, с малыми и затихающими формами туберкулеза, часто и длительно болеющих детей и др.); комбинированного типа (ясли-сад, детский сад, совмещающий функции общеразвивающего и коррекционного характера). Возможны новые модели и структуры дошкольных организаций: дошкольные мини-центры на базе организаций образования, комплексы «детский сад-школа», детский сад на дому и другие; 3) по режиму работы: дневные, круглосуточные, с гибким режимом. 7. Дошкольные организации могут быть государственными и частными. 8. В дошкольную организацию принимаются дети от одного года до шести (семи) лет на основании направления учредителя, выписки из истории развития ребенка, справки санитарно-эпидемиологической службы об эпидокружении. При зачислении в коррекционные дошкольные организации и группы для детей с ограниченными возможностями дополнительно предоставляется заключение психолого-медико- педагогической комиссии, а в коррекционные санаторные дошкольные организации для детей с ранними проявлениями туберкулезной инфекции, с малыми и затихающими формами туберкулеза, часто и длительно болеющих детей — заключение территориальных лечебно-профилактических организаций. 9. Порядок учета заявлений, оформление и выдача направлений для зачислений в дошкольную организацию определяется учредителем. 10. В дошкольную организацию общеразвивающего типа принимаются дети в возрасте от одного года до шести (семи) лет, кроме детей с инфекционными заболеваниями, тяжелыми формами расстройств опорно-двигательного аппарата и умственной отсталости. Допускается прием детей с ограниченными возможностями в дошкольную организацию общеразвивающего типа при наличии условий для коррекционной работы. 11. В дошкольной организации могут комплектоваться группы по одновозрастному или разновозрастному принципу. 12. Прием детей в дошкольную организацию на постоянное и временное пребывание ведется в течение года при наличии в нем свободных мест. 13. За ребенком сохраняется место в дошкольной организации в случаях: 1) болезни ребенка; 2) лечения и оздоровления ребенка в медицинских, санаторно-курортных и иных организациях; 3) предоставления одному из родителей трудового отпуска; 4) оздоровления ребенка в летний период сроком до двух месяцев. 14. В государственных дошкольных организациях не допускается взимание вступительных взносов за прием ребенка, а также оплаты за сохранение места в случаях длительного отсутствия или пропуска ребенком дошкольной организации. 15. Отчисление детей из дошкольной организации производится руководителем по согласованию с учредителем в случаях: 1) несвоевременной ежемесячной оплаты за содержание ребенка в дошкольной организации (более 10 дней); 2) пропуска ребенком детского сада более одного месяца без уважительных причин и без предупреждения администрации; 3) медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка, препятствующего его пребыванию в дошкольной организации. 16. В государственных дошкольных организациях, созданных в организационно-правовой форме государственных учреждений (коррекционных яслях, коррекционных детских садах, коррекционных яслях-садах, коррекционных группах в общеразвивающих дошкольных организациях, коррекционных группах комплексов «детский сад-школа», санаторных дошкольных организациях и др.) плата с родителей за содержание ребенка не взимается. 17. Размер ежемесячной оплаты, взимаемой с родителей или лиц, их заменяющих за содержание ребенка в государственных дошкольных организациях, созданных в организационно-правовой форме коммунальных государственных казенных предприятий, составляет 100 процентов затрат на питание, независимо от возраста ребенка. 18. В частных дошкольных организациях порядок взимания оплаты с родителей за содержание ребенка устанавливается учредителем. 19. При наличии свободных мест и площадей в государственных дошкольных организациях, созданных в организационно-правовой форме коммунальных государственных казенных предприятий, могут создаваться коммерческие группы с оплатой полной стоимости содержания ребенка за счет средств родителей. Порядок деятельности коммерческих групп определяется центральным исполнительным органом в области образования.
3. Порядок функционирования дошкольных организаций
20. Дошкольные организации разрабатывают и утверждают на основе Закона Республики Казахстан «Об образовании» и настоящих Типовых правил свой Устав, утверждаемый учредителем. 21. Дошкольные организации обеспечивают: 1) выполнение функций, определенных его Уставом; 2) реализацию в полном объеме образовательных программ; 3) качество реализуемых образовательных программ; 4) соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей; 5) охрану жизни и здоровья детей и работников дошкольных организаций во время образовательного процесса. 22. Дошкольные организации, независимо от форм собственности, обеспечивают знание и развитие казахского языка как государственного, а также изучение русского языка и одного из иностранных языков в соответствии с государственным общеобязательным стандартом дошкольного воспитания и обучения . Для национальных групп создаются условия для изучения родного языка, а в местах их компактного проживания могут создаваться для воспитания и обучения на их языках дошкольные организации или группы. 23. Дошкольные организации независимо от подчинения, типа и формы собственности обеспечивают детей постоянным медицинским обслуживанием, которое осуществляется медицинскими работниками, входящими в штат дошкольной организации или соответствующих организаций здравоохранения, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 24. Дошкольные организации могут оказывать дополнительные платные услуги образовательного, оздоровительного и иного характера в установленном порядке. При этом категорически запрещается сокращение и снижение качества основных образовательных, оздоровительных и других услуг, определяемых государственным общеобязательным стандартом дошкольного воспитания и обучения. 25. Дошкольные организации обеспечивают сбалансированное питание детей с учетом установленных законодательством Республики Казахстан норм потребления продуктов питания. Питание детей в дошкольной организации проводится с учетом режима работы, кратность его определяется Уставом. 26. В целях социально-педагогической поддержки семьи и ребенка, проживающих на микроучастке, дошкольные организации обеспечивают работу консультационных пунктов. 27. Для установления соответствия содержания, уровня и качества дошкольного воспитания и обучения требованиям государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения районными (городскими) органами образования проводится государственная аттестация дошкольных организаций периодичностью один раз в пять лет. Аттестация вновь созданных дошкольных организаций проводится через три года. 28. Управление дошкольными организациями строится на принципах единоначалия и коллегиального управления. Формами коллегиального управления являются совет дошкольной организации, педагогический совет, попечительский совет. Правила организации работы советов, включая порядок их избрания, утверждаются центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области образования. 29. Непосредственное управление дошкольной организацией осуществляет руководитель дошкольной организации, который назначается учредителем. 30. Руководитель дошкольной организацией: 1) действует от имени дошкольной организации, представляет ее во всех государственных и частных организациях, предприятиях; 2) является распорядителем средств, заключает договора, выдает доверенности, открывает в банках расчетные и другие счета; 3) в пределах своей компетенции издает приказы и распоряжения, обязательные к исполнению работниками дошкольной организации, налагает взыскания; 4) осуществляет подбор и расстановку кадров, пользуется правом приема и увольнения работников в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан; 5) организует проведение аттестации дошкольной организации и сотрудников в установленномпорядке, учитывает результаты аттестации при расстановке кадров; 6) создает условия для осуществления воспитательно- образовательного процесса в дошкольной организации в соответствии с требованиями государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения и санитарно-гигиеническими нормами; 7) организует дополнительные услуги, направленные на удовлетворение интересов детей, потребностей семьи; 8) организует персональный учет детей в возрасте от 0 до 7 лет в пределах закрепленного микроучастка; 9) при приеме ребенка в дошкольную организацию знакомит родителей или лиц, их заменяющих, с Уставом дошкольной организации, лицензией на право ведения воспитательно-образовательной деятельности и другими документами, регламентирующими порядок приема и организацию учебно-воспитательного процесса; 10) обеспечивает сохранность и эффективное использование закрепленного за дошкольной организацией имущества; 11) в порядке, установленномзаконодательством несет ответственность за: нарушение прав и свобод воспитанников, сотрудников дошкольной организации; невыполнение функций , отнесенных к его компетенции; невыполнение требований государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения; жизнь и здоровье воспитанников и сотрудников дошкольной организации во время учебно-воспитательного процесса; состояние финансово-хозяйственной деятельности, в том числе, нецелевое использование материальных и денежных средств.
4. Воспитательно-образовательный процесс в дошкольной организации
31. Воспитательно-образовательный процесс в дошкольной организации осуществляется в соответствии с программами и учебными планами, разработанными на основе государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания, обучения и определяется Уставом дошкольной организации. 32. Дошкольная организация для обеспечения эффективного воспитательно-образовательного процесса (развития творческих, духовных и физических возможностей личности ребенка, формирования основ нравственности и здорового образа жизни) дает право педагогам выбирать, применять альтернативные авторские программы, вводить новые технологии воспитания, обучения и оздоровления при условии соблюдения государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения. 33. Для эффективного решения воспитательно-образовательных задач дошкольные организации создают педагогические советы. 34. Основными субъектами воспитательно-образовательного процесса являются дети, родители, или лица, их заменяющие, воспитатели и другие педагоги. 35. Во время обеспечения воспитательно-образовательного процесса каждому ребенку в дошкольной организации гарантируется: 1) охрана его жизни и здоровья; 2) защита его достоинства; 3) защита от всех форм физического, морального или психического насилия; 4) развитие его творческих способностей и интересов; 5) качественная предшкольная подготовка; 6) получение квалифицированной помощи в коррекции имеющихся недостатков в развитии; 7) получение дополнительных образовательных, оздоровительных услуг, согласно его склонностям, способностям, желанию и состоянию здоровья. 36. Взаимоотношения между дошкольной организацией и родителями, или лицами их заменяющими, регулируется Договором, который заключается при зачислении ребенка в дошкольную организацию. В Договоре определяются режим посещения ребенком дошкольной организации, кратность питания, уровень и сроки предоставления дополнительных образовательных, оздоровительных услуг, размер оплаты за содержание ребенка в дошкольной организации, дополнительные платные услуги и иные условия.