Календарно-тематическое планирование по физической культуре для 5-9 классов.

Приказ Министра
просвещения Республики Казахстан от 16 сентября 2022 года № 399.
Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 23 сентября 2022
года № 29767.Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным
предметам и курсам по выбору уровней начального, основного среднего и общего
среднего образования 

Типовую учебную программупо учебному предмету «Физическая культура» для 5-9 классов уровня

основного среднего образования согласно приложению 67 к настоящему приказу

Типовая учебная программа по учебному предмету «Физическая культура» для 5-9 классов уровня основного среднего образования

 Глава 1. Общие положения

      1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственными общеобязательными стандартами дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденными приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 29031).

      2. Целью физической культуры является развитие всех систем организма, совершенствование свойственных каждому ученику физических качеств и связанных с ними способностей. Физическая культура играет большую роль в воспитании личности. Она способствует физическому развитию обучающихся, а также развитию социальных, личностных и духовных качеств. В контексте школьного образования физическая культура также направлена на пропаганду здорового образа жизни среди обучающихся.

      3. Целью учебного предмета «Физическая культура» является повышение мотивации обучающихся к укреплению физического и психического здоровья с учҰтом возрастных и индивидуальных особенностей, приобретение обучающимися спортивно-специфических двигательных навыков и развитие физических способностей.

      4. Учебная программа нацелена на:

      1) формирование знаний по истории развития физической культуры и спорта;

      2) совершенствование основных физических качеств, развитие спортивно-специфических умений и навыков;

      3) развитие коммуникативных навыков, в частности, способности использовать информацию из различных источников, четко представлять ее в соответствующей форме;

      4) развитие мыслительных и исследовательских навыков;

      5) формирование морально-волевых качеств.

      5.В процессе изучения предмета «Физическая культура», обучающиеся:

      1) применяют приобретҰнные предметные знания, умения и навыки в повседневной жизни; оценивают необходимость в улучшении двигательных компетенций в своҰм физическом развитии;

      2) развивают личные нравственные качества и осознают необходимость честной игры и непрерывного саморазвития;

      3) понимают важность и необходимость соблюдения правил личной гигиены;

      4) знают о влиянии физических упражнений на физическую и энергетическую систему человека;

      5) оценивают физическое состояние как свое, так и других;

      6) развивают навыки критического и творческого мышления, навыки разрешения проблем и коммуникативные навыки.

 Глава 2. Организация содержания учебного предмета «Физическая культура»

 Параграф 1. Содержание учебного предмета «Физическая культура»

      6. Максимальный объем учебной нагрузки по учебному предмету «Физическая культура» составляет:

      1) в 5 классе – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году;

      2) в 6 классе – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году;

      3) в 7 классе – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году;

      4) в 8 классе – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году;

      5) в 9 классе – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году.

      Объем учебной нагрузки по учебному предмету зависит от типового учебного плана, утвержденного приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 ноября 2012 года № 500 «Об утверждении типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8170).

      Сноска. Пункт 6 — в редакции приказа Министра просвещения РК от 31.10.2023 № 328 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

      7. Содержание учебной программы по учебному предмету «Физическая культура» организовано по разделам обучения. Разделы далее разбиты на подразделы, содержание которых представлено в виде учебных целей для определенного класса.

      8. Цели обучения организованы последовательно внутри каждого подраздела, что позволяет учителям планировать свою работу, оценивать достижения обучающихся и информировать их о следующих этапах обучения.

      9. Содержание учебного предмета включает 3 раздела:

      1) двигательная деятельность;

      2) творческие способности и критическое мышление через двигательные навыки;

      3) здоровье и здоровый образ жизни.

      10. Раздел «Двигательная деятельность» включает:

      1) развитие точности, контроля и маневренности при выполнении различных спортивно-специфических двигательных действий;

      2) создание и применение комбинации движений и их последовательности в различных видах физических упражнений;

      3) комбинирование навыков и последовательности движений при выполнении спортивно-специфических техник;

      4) оценивание собственных умений и умений других для улучшения выполнения двигательных действий;

      5) применение и оценивание тактики, стратегии и структурных идей в ряде физических упражнений;

      6) развитие навыков преодоления трудностей и реагирования на риски, связанные с двигательной активностью.

      11. Раздел «Творческие способности и критическое мышление через двигательные навыки» включает:

      1) адаптацию приобретенных знаний, связанных с движением, для реагирования на изменяющиеся обстоятельства;

      2) развитие и применение лидерских навыков и навыков работы в команде;

      3) демонстрацию ряда навыков совместной и эффективной работы по созданию благоприятной учебной среды;

      4) оценивание правил и структурных приемов для оптимизации деятельности и разработки альтернатив в рамках физических упражнений;

      5) критическое оценивание собственных творческих способностей и способностей других, альтернативные решения;

      6) знание правил соревновательной деятельности и правил судейства;

      7) демонстрация поведения, отражающего честную игру, патриотизм, сотрудничество во время соревнований;

      8) исполнение ролей, обусловленных различными контекстами движений, и осознание их различий.

      12. Раздел «Здоровье и здоровый образ жизни» включает:

      1) формирование знаний о личном здоровье и здоровом образе жизни;

      2) разработку и проведение подходящих для видов деятельности разминок и техник восстановления;

      3) изучение и испытание на практике упражнений различной физической нагрузки, их влияния и связи с энергетической системой организма;

      4) разработка и применение стратегий управления рисками в ряде физических нагрузок, направленных на укрепление здоровья;

      5) применение знаний и навыков для обогащения опыта физических упражнений других людей.

      13. Настоящая программа отражает содержание всех основных форм физической культуры, составляющих целостную систему физического и нравственного воспитания в школе, и позволяет последовательно решать эти задачи на протяжении всех лет обучения. Каждый третий час направлен на увеличение двигательной активности обучающихся (за счет расширения количества спортивных и подвижных игр) и оздоровительный процесс.

      14. Базовое содержание учебного предмета «Физическая культура» для

      5 класса:

      1) «Обучение навыкам бега, прыжков и метаний»: Техника безопасности. Изучение техники бега на короткие дистанции. Изучение техники бега на средние и длинные дистанции. Изучение техники прыжков в длину с места и с разбега. Техника бросков и метаний различных снарядов в цель и на дальность. Командная работа в эстафетах;

      2) «Модифицированные командные игры»: Изучение технических приҰмов в играх. Изучение основных тактических приҰмов. Воспитание лидерских навыков в играх;

      3) «Укрепление организма через гимнастику»: Техника безопасности. Основы составления комплексов общеразвивающих упражнений. Выполнение акробатических упражнений. Обучение технике гимнастических упражнений на снарядах. Основы составления гимнастических композиций;

      4) «Казахские национальные и интеллектуальные игры»: Казахские национальные игры. Изучение ряда стратегий и тактик в рамках национальной игры;

      5) «Лыжная/кроссовая/коньковая подготовка»: Техника безопасности. Обзор техники разминки и восстановления для подходящих видов деятельности. Обучение элементов техники передвижения. Основы тактики прохождения дистанции;

      6) «Занимательные игры на взаимодействие»: Взаимодействие и лидерство в играх. Обучение основным навыкам решения проблем посредством игр. Творческие способности для создания занимательных игр. Создание занимательных игр;

      7) «Обучение навыков и понимания в играх-вторжениях»: Техника безопасности. Владение мячом в игровых ситуациях. Обучение навыкам ориентирования в игровом пространстве. Индивидуальные, командные действия в играх. Составление игр на развитие навыков стратегии;

      8) «Обзор и развитие легкоатлетических навыков»: Развитие навыков лҰгкой атлетики через игры. Разминка и средства восстановления. Укрепление здоровья через двигательную активность.

      15. Базовое содержание учебного предмета «Физическая культура» для

      6 класса:

      1) «Развитие навыков бега, прыжков и метания»: Техника безопасности. Реакция организма на различные физические нагрузки. Последовательность в беге и прыжках. Броски и метания различных снарядов. Командная работа в эстафетах;

      2) «Командные спортивные игры»: Развитие навыков техники игры. Использование тактических действий в спортивных играх. Развитие лидерских навыков работы в команде;

      3) «Укрепление организма через гимнастику»: Техника безопасности. Элементы строевых упражнений. Выполнение акробатических упражнений и комбинаций. Самоконтроль при выполнении упражнений на снарядах. Групповые композиции;

      4) «Казахские национальные и интеллектуальные игры»: Казахские национальные игры. Изучение ряда стратегий и тактик в рамках национальной игры;

      5) «Лыжная/кроссовая/коньковая подготовка»: Техника безопасности. Развитие специфических двигательных способностей. Упражнения на развитие силы и выносливости. Творческие задания на прохождение дистанции;

      6) «Приключенческие игры»: Развитие навыков сотрудничества. Решение проблем посредством игр. Развитие критического мышления через приключенческие игры. «Честная игра» и сотрудничество;

      7) «Улучшение навыков посредством игр»: Техника безопасности. Развитие основных элементов техники владения мячом. Навыки ориентирования в игровом пространстве. Основы тактических действий. Обзор и демонстрация собственных игр;

      8) «Улучшение навыков бега, прыжков и метания»: Развитие адаптационных способностей организма. Элементы динамической разминки. Укрепление здоровья через двигательную активность.

      16. Базовое содержание учебного предмета «Физическая культура» для

      7 класса:

      1) «Развитие и улучшение навыков бега, прыжков и метания»: Техника безопасности. Бег на короткие дистанции. Бег на средние и длинные дистанции. Прыжки и их разновидности. Броски и метание различных снарядов. Модификации эстафетного бега;

      2) «Взаимодействие через командные спортивные игры»: Улучшение техники игры. Тактика и тактические действия в спортивных играх. Лидерские навыки и навыки работы в команде;

      3) «Когнитивные навыки и навыки по управлению телом посредством гимнастики»: Техника безопасности. Изучение строевых упражнений. Комплексы акробатических элементов. Разновидности упражнений на гимнастических снарядах. Процесс создания выступления и оценка в группах;

      4) «Национальные и интеллектуальные игры»: Казахские национальные игры. Интеллектуальные игры;

      5) «Лыжная/кроссовая/коньковая подготовка»: Техника безопасности. Разминки и техники восстановления для подходящих видов деятельности. Двигательные действия на улучшение силы и выносливости. Специально-специфические упражнения для преодоления препятствий;

      6) «Приключенческие и команднообразующие игры»: Командная деятельность и лидерство в играх. Совершенствование навыков решения проблем посредством игр. Создание альтернативных игровых ситуаций. Создание в группах игр-приключений;

      7) «Развитие навыков и понимания в играх-вторжениях»: Техника безопасности. Техника выполнения обработки мяча в игровых ситуациях. Развитие навыков ориентирования в пространстве и передачи мяча. Тактические действия: индивидуальные, групповые, командные. Разработка и проведение собственных игр-вторжений;

      8) «Активный образ жизни через лҰгкую атлетику»: Оздоровительный бег. Игры с мгновенной ответной реакцией на сигналы. Разминка и средства восстановления. Совершенствование движений при выполнении спортивно специфических техник. Укрепление здоровья через двигательную активность.

      17. Базовое содержание учебного предмета «Физическая культура» для

      8 класса:

      1) «Здоровье и фитнес через легкоатлетическую деятельность»: Техника безопасности. Низкий старт и стартовый разбег. Развитие навыков бега на средние дистанции. Деятельность, направленная на развитие прыгучести. Развитие силы и мышечной выносливости в бросках и метаниях;

      2) «Навыки решения проблем посредством игр»: Реализация приемов в игровых ситуациях. Функция игры. Организация соревновательной игровой деятельности;

      3) «Элементы гимнастики и ее разновидности»: Техника безопасности. Строевые приемы на месте и в движении. Соединение акробатических упражнений: прыжки и балансирование. Комбинации на гимнастических снарядах. Комплекс произвольных упражнений ритмической гимнастики;

      4) «Игры с акцентом на казахские народные традиции»: Подвижные игры. Казахские народные игры;

      5) «Лыжная/ кроссовая/коньковая подготовка»: Техника безопасности. Разминка и техники восстановления для развития физических качеств. Закрепление навыков техники специальных упражнений. Бег с преодолением различных препятствий;

      6) «Командные игры – как активная форма деятельности»: Лидерские навыки в командных играх. Игры на развитие координации движений. Игры, развивающие логическое мышление. Игры, развивающие смекалку, внимательность и находчивость;

      7) «Основные навыки в командных играх»: Техника безопасности. Техника игры. Тактика игры. Творческая активность в играх;

      8) «Укрепление здоровья через навыки легкой атлетики»: Бег по пересечҰнной местности. Деятельность, направленная на развитие выносливости. Применение фаз прыжка. Компоненты фитнеса в метаниях и бросках.

      18. Базовое содержание учебного предмета «Физическая культура» для

      9 класса:

      1) «Совершенствование техники бега, прыжков и метания»: Техника безопасности. Совершенствование спринтерского бега. Улучшение навыков беговой выносливости. Различные модификации прыжков. Разработка комплексов упражнений для совершенствования навыков метания и бросков. Разработка и проведение беговой эстафеты;

      2) «Взаимодействие через командные спортивные игры»: Техника игры. Тактика и тактические действия в спортивных играх. Лидерские навыки и навыки работы в команде;

      3) «Навыки по управлению телом посредством гимнастики»: Техника безопасности. Строевые упражнения в группах. Разработка комбинаций акробатических элементов. Составление последовательности упражнении на гимнастических снарядах. Процесс создания выступления и оценка в группах;

      4) «Игры народов Казахстана»: Международные игры. Интеллектуальные игры;

      5) «Лыжная/ кроссовая/коньковая подготовка»: Техника безопасности. Разработка комплексов разминки и техники восстановления. Комплексы упражнений на улучшение силы и выносливости. Совершенствование специально-специфических упражнений для преодоления препятствий;

      6) «Команднообразующие игры»: Командная деятельность и лидерство в играх. Совершенствование навыков решения проблем в спортивных играх. Разработка игровых комбинаций. Разработка альтернативной игры;

      7) «Социальные навыки и решение задач в командной деятельности»: Техника безопасности. Техника владения мяча в игровых ситуациях. Совершенствование навыков ориентирования в игровом пространстве. Индивидуальные, групповые, командные тактические действия. Разработка в группе занимательных игр;

 

      8) «Здоровье и фитнес через двигательную активность»: Создание комплекса разминки и восстановления для разных групп мышц. Развитие навыков стайерского бега. Развитие навыков прыжка и метаний. Укрепление здоровья через двигательные способности.

Прокрутить вверх