Физическая культура (ФК), ее сущность и строение

В общечеловеческой культуре можно выделить целый ряд ее составляющих: политическую и правовую культуру, экономическую, физическую, гуманитарную, искусство и др. Каждая культура имеет свою науку, сферу деятельности, свои институты управления и подготовки кадров. Физическая культура исторически первородна: у ее истоков лежит потребность организма человека в движении и обеспечение условий жизни.

Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, связанная с активной двигательной деятельностью. По определению доктора педагогических наук А.А.Гужаловского, ФК – область деятельности, которая удовлетворяет потребности общества по созданию физической готовности людей к различным формам деятельности. Профессор В.Н.Выдрин характеризует ФК как часть (подсистему) общей культуры человечества, которая является творческой деятельностью по освоению и созданию новых ценностей в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей. Цель ее – воспроизводство человека специфическими средствами; причина развития – социальные потребности.

Некоторые авторы (В.М.Выдрин, Б.А.Ашмарин) выделяют две стороны ФК: функционально-обеспечивающую (совокупность материальных и духовных ценностей, активную деятельность людей) и результативную (уровень физической подготовленности членов общества к различным видам деятельности, достигнутый уровень здоровья и уровень внедрения ФК в жизни и быт людей).

Строение физической культуры – это отношение друг к другу форм ее существования, которое проявляется в их взаимосвязи и единстве. Оно обусловлено составом компонентов индивидуального развития:

Пирамида индивидуального развития:

Строение физической культуры обусловлено и строением культуры в целом:

1) культура личности (двигательные возможности человека как одна из форм проявления его сущностных сил);

2) культура деятельности (деятельность человека, связанная с развитием двигательных возможностей, совершенствованием форм двигательной деятельности, созданием условий оптимизации этих процессов);

3) культура условий жизни (совокупность материальных и духовных ценностей, обеспечивающих эффективность этой деятельности и выступающих в качестве ее результатов).

К культуре «условий», т.е. исторически накопленной обществом совокупности материальных и духовных ценностей относят:

1) материально-техническое оснащение (стадионы, бассейны, спортивные площадки, спортзалы, оборудование и инвентарь, тренажеры, технические средства двигательной деятельности и др.);

2) научно-методическое обоснование (система знаний о закономерностях, условиях и способах рационального осуществления и применения активной двигательной деятельности – биомеханики, кинезиологии, физиологии движения и др.);

3) исторически сложившиеся функциональные средства формирования культуры двигательной деятельности и развития двигательных возможностей человека (гимнастика, спорт, игры, туризм и др.);

4) социальные условия распространения и применения культуры двигательной деятельности (система физического образования, физкультурное и спортивное движение, подготовка специалистов, социальные и экологические условия жизни и др.).

Культура «деятельности» – это деятельность по развитию культуры двигательной деятельности. Она включает:

1) потребление активной двигательной деятельности (усвоение эффекта ее воздействия на организм);

2) освоение рациональных форм и способов ее осуществления;

3) производство культуры двигательной деятельности (создание новых средств, форм и способов перемещения, разработка новых технологий формирования двигательных возможностей человека, создание необходимых социальных условий физического совершенствования людей и др.).

Можно выделить три составляющие культуры деятельности:

деятельность занимающихся;
деятельность специалистов;
деятельность лиц, осуществляющих организационное, научное и врачебное обеспечение (руководители, судьи, КНГ, медицинские работники и т.д.).
К культуре «личности» как к результативной стороне относят:

уровень физического развития;
фонд двигательных умений и навыков (двигательный опыт);
уровень физической подготовки (развитие физических качеств);
уровень здоровья;
физкультурную грамотность населения;
уровень внедрения ФК в жизнь и быт общества;
продолжительность жизни людей и т.д.
Таким образом, физическая культура – это исторически сложившаяся деятельная совокупность условий, средств, методов и результатов физического совершенствования людей. Физическое совершенство – оптимальная мера физической подготовленности и гармонического физического развития, которая соответствует требованиям трудовой и других видов деятельности. Как и культура в целом, ФК является результатом созидательной, творческой деятельности человека и общества. Она не остается неизменной: на различных этапах исторического развития она изменяется в зависимости от условий, предоставляемых для ее развития той или иной общественно-экономической формацией. Одновременно она наследует непреходящие культурные ценности предшествующих этапов, научные знания о закономерностях физического развития организма, эффективные средства и методы ФВ, материально-технические и эстетические ценности.

Физическая культура не только решает задачи физического совершенствования, она связана и с такими социальными сторонами жизни общества, как политика, экономика, образ жизни. Физическая культура оказывает большое воздействие на духовный мир людей: удовлетворяет их потребность в общении, эмоциях, играх и развлечениях, самоутверждении, т.е. влияет на формирование личности и мировоззрения человека.

Физическая культура связана с культурой общества в целом за счет единства их происхождения и роли в формировании человека, воспроизводстве его способностей, а также за счет влияния всех частей культуры. На длительном пути развития содержание и формы ФК постепенно дифференцировались применительно к различным сферам общественной жизнедеятельности.

Прокрутить вверх