Функции физической культуры

Термин «функция» связан с понятием «функционировать», т.е. действовать, находиться в действии или воздействовать, производя определенный эффект. Функции Ф К – это объективно присущие ей свойства воздействовать на человека или человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества. В функциях раскрывается содержание физической культуры и ее значение как для человека, так и для общества.

Чтобы правильно понять функции физической культуры, следует помнить, что вся культура в целом представляет собой преобразовательную (активную) деятельность. Преобразовательная деятельность осуществляется по отношению к природе (строительство открытых бассейнов, баз, гребных каналов и т.п.), к обществу (организация и управление ФК), а также происходит физическое и духовное преобразование самого человека (изменение форм и функций человеческого организма под воздействием применения научно обоснованных, целенаправленных физических упражнений).

Являясь органической частью культурного общества, физическая культура выполняет ряд общекультурных функций. Они основаны на функциональных связях ФК с другими социальными явлениями.

Физическая культура как самостоятельная часть культуры общества имеет и свои специфические социальные функции. Они в более конкретной форме выражают социальную сущность физической культуры и ее способность удовлетворять потребности общества в области физического воспитания и спортивной деятельности людей. Ни одна из разновидностей культур не сможет заменить физическую культуру в специфических функциях.

Большие расхождения в представления о функциях физической культуры затрудняют создание единой научной концепции. Изучение социальных функций позволяет глубже вникнуть в сущность физической культуры, лучше представить ее роль и место в обществе. Доктор педагогических наук профессор Н.И.Пономарев выделяет 4 типа функций физической культуры, тесно связанных с материально-производственной, социальной, политической и духовной сферами жизнедеятельности общества.

Материально-производственная функция физической культуры является фундаментальной по отношению к другим функциям: социальной, политической и духовной.

Материально-производственная сфера:

а) функция производства и воспроизводства человеческой жизни способствует формированию и совершенствованию биологической (телесной) организации человека, участвует в общем процессе продолжения человеческого рода. Эта функция подразделяется на более конкретные:

о з д о р о в и т е л ь н у ю, благодаря которой физическая культура способствует сохранению и повышению общего состояния здоровья людей;
р е к р е а т и в н у ю, назначение которой восстанавливать физические и психические силы человека с помощью средств физического воспитания: туризма, гимнастики, различных игр, использования природных факторов (физическая рекреация – использование игровых и других элементов физической культуры для активного отдыха; рекреация от латинского recreatio – отдых и французского – recreatif – содержащий в себе элементы развлечения, занимательности);
л е ч е б н у ю, в соответствии с которой с помощью средств физической культуры восстанавливают разрушенные органы и функции человеческого организма;
б) профессионально-прикладная, назначение которой – обучение и совершенствование профессиональных навыков и умений работников различных специальностей посредством физических упражнений. Она включает:

функцию совершенствования профессиональных навыков и умений работников различных сфер производства;
производственно-профилактическую, с помощью которой предупреждаются производственные травмы и профессиональные заболевания;
производственно-стимулирующую, благодаря которой поддерживается работоспособность и снижается утомление во время работы.
Социальные функции – это функции, которые характеризуют особенности функционирования физической культуры и спорта применительно к различным социальным группам. Ее разновидности:

с о ц и а л и з и р у ю щ а я, назначение ее способствовать процессу социализации личности, связанной с физической культурой (т.е. личность приобретает определенный социальный статус, исполняет разнообразные социальные роли);
к о м м у н и к а т и в н а я, функция межличностных отношений, благодаря которой люди вступают в процесс общения как физического, так и духовного;
и н т е г р а т и в н а я, в соответствии с которой происходит объединение людей в различные социальные группы – спортивные клубы, коллективы и т.д.;
з р е л и щ н а я – наиболее характерна для спорта. Благодаря ей люди удовлетворяют свои потребности в зрелищах;
с е м е й н о – б ы т о в а я – физическая культура и спорт оказывают воздействие на семью, а семья влияет на содержание деятельности в сфере ФК и спорта (спортивные семьи);
в о с п и т а т е л ь н а я – благодаря ей происходит процесс целенаправленного формирования личности;
п р е с т и ж н а я – дух состязательности помогает самоутвердиться как личности, добиться признания спортивного результата обществом.
Политические функции. Так как физическая культура и спорт связаны с другими социальными сферами, то они включены в политическую жизнь общества, т.е. осуществляют определенные политические функции. (Например, попытка сорвать Олимпийские игры в Москве: решение администрации американского президента Д.Картера бойкотировать проведение Олимпийских игр, по мнению конгресса, сильнее экономических санкций);

в о е н н о – п р и к л а д н а я – связана с совершенствованием профессиональных навыков и умений военнослужащих;
к л а с с о в а я – зависимость от интересов классов и слоев общества, которые она выражает;
а г и т а ц и о н н о – п р о п а г а н д и с т с к а я, благодаря которой в сфере физической культуры и спорта проводится пропаганда преимуществ соответствующего социального и государственного устройства;
у п р а в л е н ч е с к а я (регуляторная) – функционирование и развитие физической культуры осуществляется под воздействием государственных, ведомственных и общественно-самодеятельных органов управления;
о т в л е ч е н и е – как средство отвлечения отдельных личностей и социальных групп от антиобщественных поступков;
с о т р у д н и ч е с т в а – укрепление сотрудничества между спортивными представителями различных стран посредством соревнований, обмена тренерами и спортсменами.
Духовные функции: мировоззренческая, идеологическая, философская, научная, идейно-политическая, нравственная, правовая, религиозная

Данные функции отражают особенности проявления форм общественного сознания в сфере ФК

т в о р ч е с к а я – способность принимать решение в экстремальной ситуации, поиск нового нестандартного;
и н ф о р м а ц и о н н а я – состоит в культурной связи поколений (накопление, сохранение и передача социального опыта физической культуры);
н о р м а т и в н а я и о ц е н о ч н а я – нормирование общественной потребности в развитии физической способности членов общества (они имеют нормативную и оценочную сторону – эталоны, нормативы);
г е д о н и с т и ч е с к а я – выражается в том, что люди, занимаясь физическими упражнениями, получают физическое и духовное удовольствие от этих занятий, испытывая при этом чувство приятного мышечного утомления;
к а т а р с и ч е с к а я (функция «очищения») состоит в том, что с помощью средств физической культуры и спорта снимается излишнее психическое напряжение. После активной двигательной деятельности наступает приятное психическое состояние;
э с т е т и ч е с к а я – формирование эстетических способностей (относят и к воспитательным).
Все функции – материально-производственная, социальная, политическая и духовная – находятся в диалектическом единстве.

Будучи органически включенной в образ жизни, физическая культура испытывает влияние его сторон и одновременно влияет на различные сферы жизнедеятельности общества. Таким образом, она выступает как активный фактор, участвующий в физическом развитии человека, формировании его личности и образа жизни. В этом социальная сущность физической культуры. Физическая культура является частью культуры общества в целом, ее специфическим видом. С учетом этого необходимо различать специфические функции и общекультурные.

Специфические функции – это те, в которых выражаются особенности, отсутствующие у других сторон культуры. К ним относятся:

специально-образовательные;
прикладные,
развивающие,
спортивные,
рекреативные,
реабилитационные.
С п е ц и а л ь н о – о б р а з о в а т е л ь н ы е функции выражены при использовании физической культуры в общей системе образования для формирования фонда двигательных навыков и умений и связанных с ними знаний;

р а з в и в а ю щ и е функции выражены в расширении функциональных возможностей организма, воспитании физических качеств при регулярных занятиях физическими упражнениями;
п р и к л а д н ы е функции выражены при использовании физической культуры в системе специальной подготовки к труду в качестве фактора профессионально-прикладной физической подготовки;
с п о р т и в н ы е функции выражены в области спорта высших достижений. Они заключаются в реализации функциональных физических возможностей человека и достижении максимальных результатов при занятиях спортом, формировании спортивных достижений;
р е к р е а т и в н ы е функции выражены при использовании средств физической культуры при организации досуга для повышения дееспособности организма;
р е а б и л и т а ц и о н н ы е — для восстановления утраченных функциональных возможностей (использование физической культуры в лечебных целях).
Современные исследовательские данные показывают, что гиподинамия охватила все слои населения, в том числе и детей. Ее влияние выразилось в резком росте сердечно-сосудистых, респираторных заболеваний, в интенсивном увеличении массы тела и других отклонениях. В связи с этим необходимо повысить физическую активность людей.

Общекультурные функции присущи как физической культуре, так и другим видам общечеловеческой культуры, они включают социальные, политические и духовные функции.

Прокрутить вверх