№ п/п | Термин | Содержание определения |
1 | Адаптация к физическим нагрузкам | Способность организма приспосабливаться к функционированию в условиях повышенных требований к двигательной деятельности. |
2 | Активная гибкость | Способность выполнять движение с большой амплитудой за счет активной тяги мышц |
3 | Аналитические методы обучения | Методы обучения, предусматривающие обучения от частей к целому (разучивание частей движений, затем соединение их в целостное двигательное действие). |
4 | Безопасность | минимизация рисков травматизма |
5 | Воспитание | Навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющееся в общественной жизни |
6 | Возрастные особенности | изменения физических и психических качеств, связанные с возрастом. |
7 | Воспитательная направленность | ориентация на формирование моральных и этических качеств |
8 | Выносливость | Способность человека противостоять утомлению в какой либо деятельности. |
9 | Гибкость | Способность человека выполнять движения с большой амплитудой. |
10 | Гармоничное развитие | сбалансированное развитие всех качеств |
11 | Групповой метод | обучение в составе малых групп |
12 | Гимнастика | Совокупность упражнений для физического развития организма |
13 | Двигательная реабилитация | Удовлетворяет потребности людей в лечении различных травм, ушибов, психических срывов в результате стрессовых ситуаций и т.п. |
14 | Двигательное действие | Движение или сочетание движений, необходимое для решения двигательной задачи. Поведенческий двигательный акт, сознательно осуществляемый в целях решения какой либо двигательной задачи. |
15 | Двигательное умение | Степень владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составление операции и нестабильным способом решения двигательных задач. |
16 | Двигательный навык | Степень овладения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизировано и действия отличаются высокой надёжностью. |
17 | Дидактика | Отдел педагогики, излагающий общие методы обучения. |
18 | Доступность | соответствие задач уровню подготовки обучающихся |
19 | Дошкольный возраст | период формирования базовых двигательных навыков |
20 | Заключительная часть урока | этап, направленный на восстановление после нагрузки |
21 | Здоровый образ жизни (ЗОЖ) | система поведения, направленная на укрепление здоровья |
22 | Игровой метод | использование игр в обучении |
23 | Интегральная подготовка | Подготовка направленная на объединение и комплексную реализацию различных компонентов подготовленности спортсмена – технической, физической, тактической, психологической, теоретической в процессе тренировочной и соревновательной деятельности |
24 | Индивидуальный метод | подход, учитывающий особенности конкретного учащегося |
25 | Интенсивность | Количество выполняемой работы в единицу времени. Напряженность, концентрация работы во времени. |
26 | Контроль | Проверка, а также наблюдение с целью проверки. |
27 | Критерий | Мерило оценки, суждений. |
28 | Критерии оценивания | показатели, по которым оцениваются достижения учащихся |
29 | Ловкость | Способность человека быстро овладевать новыми движениями, а также способностью перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. |
30 | Легкая атлетика | вид спорта, включающий бег, прыжки, метания |
31 | Личностно-ориентированный подход | учет индивидуальных потребностей |
32 | Метод | Способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. |
33 | Метод обучения | способ передачи знаний, формирования умений и навыков |
34 | Метод физического воспитания | Разработанная с учетом педагогических закономерностей система средств, направленных на решение задач физического воспитания. |
35 | Методика в ФВ | Совокупность методов, средств, форм занятии, направленных на решение задач физического воспитания . |
36 | Методика ФКиС | Наука о частных закономерностях физического воспитания и реализации общих закономерностей в педагогическом процессе, имеющем конкретную направленность. |
37 | Методический подход | Совокупность способов воздействия на занимающихся, выбор которых обусловлен определенной научной концепцией |
38 | Методический прием | Способ конкретизации методов воспитания в отношении решения частных задач. Способ реализации метода в конкретной педагогической ситуации. |
39 | Младший школьный возраст | этап активного освоения новых умений |
40 | Мотивация | внутренние и внешние стимулы к занятиям физической культурой |
41 | Наглядность в обучении | Привлечение к процессу познания органов чувств. |
42 | Нагрузка | Определенная величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся, а также степень преодолеваемых объективных и субъективных трудностей |
43 | Общая выносливость | Способность противостоять утомлению при выполнении различных по характеру видов деятельности, физической работы умеренной интенсивности. |
44 | Общая физическая подготовка | Воспитание физических способностей, не специфичных для избранного вида, но так или иначе обуславливающих успех в соревновательной деятельности. |
45 | Общеразвивающие упражнения | Упражнения комплексной направленности в решении задач воспитания физических качеств, обучения движениям и укрепления здоровья. |
46 | Объем нагрузки | Суммарное количество физической работы (длительность, количество). |
47 | Основа техники | Совокупность относительно неизменных движений, необходимых и достаточных для решения двигательной задачи. |
48 | Основное звено техники | Наиболее важная и решающая часть в технике данного способа решения двигательной задачи. |
49 | Оздоровительная направленность | ориентация на укрепление здоровья |
50 | Основная часть урока | этап, на котором происходит обучение и выполнение основной нагрузки |
51 | План | Заранее намеченная система, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения. |
52 | Планирование | Определение целей и задач, стратегии и тактики действий, прогнозирование развития планируемого процесса, программирование действий, разработка графиков работы и системы контроля, ведущая и направляющая функция тренера в процессе управления спортивной тренировкой. |
53 | Подготовка | Процесс целенаправленного воздействия на специальные способности, обеспечивающие успешность в деятельности. |
54 | Подростковый возраст | время развития силы и выносливости |
55 | Положение о соревнованиях | основной документ, определяющий порядок проведения спортивного мероприятия, соответствующий определенным требованиям и регламентирующий деятельность организаторов и участников соревнований |
56 | Последовательность | постепенное усложнение задач и увеличения нагрузки |
57 | Проблемный метод | способ обучения, предполагающий самостоятельное решение учащимися поставленных задач |
58 | Профессионально-прикладная физическая подготовка | Процесс целенаправленного воспитания физических качеств и освоения двигательных навыков, обеспечивающих успешность профессиональной деятельности. |
59 | Психологическая подготовка | Совокупность психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности и жизни спортсмена, направленных на формирование у него таких психически функций, процессов, состояний, свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях. |
60 | Работоспособность | Способность много и производительно работать. |
61 | Развитие | Процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному, от простого к сложному, от низшего к высшему |
62 | Разминка | подготовительный этап занятия для разогрева мышц |
63 | Регламент | Правила, регулирующие порядок какой-либо деятельности |
64 | Релаксация | методы снятия напряжения и восстановления |
65 | Силовые способности человека | Способность человека преодолевать внешние сопротивления или противодействовать ему за счёт мышечных усилий. |
66 | Систематичность | регулярное выполнение упражнений |
67 | Скоростно-силовые способности | Способность человека развивать максимальные мышечные усилия за минимальное время |
68 | Скорость движения | Соотношение длины пути, пройденного телом или его частью, ко времени, затраченному на этот путь |
69 | Соревновательный метод | организация соревнований для развития навыков и качеств |
70 | Специальная выносливость | способность длительное время поддерживать эффективную работоспособность в определенном виде физических упражнений |
71 | Специальная физическая подготовка | Подготовка, направленная на развитие физических способностей, определяющих успешность соревновательной деятельности в избранном виде спорта. |
72 | Спорт | Это составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практике подготовке человека к соревнованиям. |
73 | Спортивная подготовленность | Целостный эффект подготовки спортсмена. Совокупность достигнутого уровня развития физических и психических качеств, необходимых для успеха в избранном виде спорта, степенью освоения спортивно-технического и тактического мастерства. |
74 | Спортивная тренировка | Подготовка к спортивным состязаниям, построенная в виде системы упражнений и представляющая собой педагогически организованный процесс управления развитием спортсмена. |
75 | Спортивные игры | игры, направленные на развитие двигательных качеств (футбол, баскетбол) |
76 | Средство ФВ | Воздействие на организм и личность, направленное на решение определенных задач. |
77 | Теория и методика ФКиС | Совокупность научных знаний о сущности физической культуры, общих закономерностях ее функционирования и направленного использования в целях гармоничного развития людей. |
78 | Теория ФКиС | Наука об общих закономерностях физической культуры и спорта как социального явления. |
79 | Техника физического упражнения | Способы выполнения двигательных действий, при которых целесообразно, с наибольшей эффективностью решается двигательная задача. |
80 | Урок | Учебный час, посвященный отдельному предмету. |
81 | Учебная программа | Основной документ, регламентирующий деятельность преподавателя физической культуры в школе, определяет требования к уровню подготовленности выпускников и общие требования к содержанию работы. |
82 | Физическая культура | Составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых человечеством в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности. |
83 | Физическая дееспособность | уровень работоспособности организма |
84 | Физическая культура в школе | Совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых обществом и используемых в школе для обеспечения гармоничного развития школьников. |
85 | Физическая подготовка | Вид неспециального физкультурного образования: процесс формирования двигательных навыков и развития физических способностей, необходимых в конкретной профессиональной и спортивной деятельности. |
86 | Физическая подготовленность | Результат процесса физической подготовки. Актуальный (достигнутый, фактический) уровень развития физических качеств человека. |
87 | Физическая рекреация | Использование любых видов двигательной активности (физические упражнения, игры, физический труд и т.п.) в целях физического развития и укрепления здоровья. |
88 | Физические способности | Комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо мышечной деятельности и обеспечивающие ее эффективность. |
89 | Физическое совершенствование | оптимизация физического состояния и двигательных способностей |
90 | Физическое воспитание | Педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продления жизни человека. |
91 | Физическое качество | Выражение достигнутого уровня развития физических способностей, их проявления в двигательной деятельности. |
92 | Физическое развитие | Процесс изменения форм и функций организма под воздействием естественных условий (питания, труда, быта), либо под воздействием целенаправленного использования специальных физических упражнений. |
93 | Физическое упражнение | Двигательная деятельность человека, организованная в соответствии с закономерностями решения задач физического воспитания. |
94 | Форма организации занятий | способ проведения учебного процесса (урок, тренировка, мастер-класс) |
95 | Фронтальный метод | одновременное выполнение заданий всей группой |
96 | Хронометрирование | Метод исследования, направленный на изучение временных характеристик процесса, явления. |
97 | Цель | То, к чему стремятся, что надо осуществить |
98 | Частота движений | Способность человека выполнять максимальное количество двигательных актов за минимальное время. |
99 | Этап | Отдельный момент, стадия в развитии какого-нибудь процесса. Отрезок дистанции в спортивных состязаниях. Период времени, характеризующийся относительно завершенным решением комплекса задач. |
100 | Юношеский возраст | период максимального развития двигательных качеств |